Приморский
Государственный Музей
имени В.К.Арсеньева
Каталог Прессы Русского Зарубежья

«Церковность», журнал (газета). Издание Богородице - Владимирской Женской обители (Сан-Франциско, США. 1953-1955)

ЗаглавиеЦерковность
Параллельное заглавиеTzerkovnost
Издатели

Михаил Афанасьевич Польский, протопресвитер 

 

Редакторы

Михаил Афанасьевич Польский, протопресвитер 

 

Периодичность издания

1953-1954 – ежемесячно, № 11, 1953, № 4, 1954 – 1 раз в два месяца;

1955 – 1 раз в два месяца

Страны изданияСША
Города изданияСан-Франциско
Начало издания1953
Окончание издания1955
Издательства

 Богородице - Владимирская Женская Обитель в г. Сан-Франциско

Типографии

Богородице - Владимирская Женская Обитель в г. Сан-Франциско

В каких странах издание распространялосьСША
Сведения о наличии экземпляров издания в коллекции ПГОМ им. В.К. Арсеньева

1953

№ 6 (24 мая), МПК 16151/6787

№ 7 (14 июня), МПК 16151/6788

№ 9 (28 августа), МПК 16151/6789

№ 10 (27 сентября), МПК 16151/ 6790

№ 11 (14 октября), МПК 16151/6791

№ 12 (4 декабря), МПК 16151/6792

1954

№ 1 (7 января), МПК 16151/6793

№ 3 (14 марта), МПК 16151/6794

№ 5 (13 июня), МПК 16151/6795

1955

№ 2 (март-апрель), МПК 16151/6796

История издания

В духовно-просветительной деятельности Русской Православной Церкви за границей значительное место занимали периодические издания, сыгравшие важнейшую роль в распространении православия, в понимании православного вероучения о Боге и Церкви, толковании вопросов духовной жизни.

Журнал «Церковность» издавался в 1953-1955 гг. в Богородице - Владимирской женской обители в г. Сан-Франциско. Монастырь имеет примечательную историю, которая связана с трагическими событиями времен революции и Гражданской войны во Владивостоке. Он был основан в 1911 г. в Чердыни Пермской губернии, в России. После революции 1917 г. монахини монастыря вынуждены были скрываться от преследований большевиков, что побудило их переехать на край света, во Владивосток.   Здесь бывшей настоятельницей монастыря в Чердыни, матушкой Руфиной в одной из квартир в доме на 7-й Матросской улице основано подворье в честь иконы Смоленской Божьей Матери Одигитрии - Путеводительницы. Позднее, в марте 1920 г. на Морском кладбище матушкой Руфиной был заложен женский монастырь и построен до второго этажа. Очевидцы свидетельствуют, что среди могил и сегодня можно увидеть остатки его фундамента. Так началась долгая и непростая история женского монастыря, судьба которого связана с тремя странами: Россией, Китаем и Америкой. С приходом большевиков во Владивосток игуменье Руфине с большими трудностями удалось перебраться в Харбин, где она начала новое строительство монастыря во имя Тихвинской Божьей Матери. Позднее он был переименован в Богородице - Владимирскую женскую обитель. После захвата Манчжурии японцами в 1931 г., монастырь и монахини переехали в Шанхай, некоторые остались в Харбине. В конце 1930-х годов, монахини решили искать приют в Америке. В 1949 г. РПЦЗ благословила переезд монастыря из Шанхая в Сан-Франциско, признавая монастырь как Богородице – Владимирский. Долгие годы, поэтапно, длился переезд. Последние монахини смогли выехать из Китая только в 1960-е годы. Они жили как самостоятельная монашеская община, получали пожертвования от православных верующих и работали. Работали монахини в качестве прислуги, зарабатывали шитьём, пекли просфоры и делали свечи, которые они продавали. У них также была небольшая типография, в которой издавались церковные календари, журнал «Церковность». Женская обитель стала одной из первых русских православных обителей в США и продолжает свое существование и по сей день.

Издателем и редактором «Церковности» являлся протопресвитер Михаил Афанасьевич Польский (1891-1960). Один из известных православных священнослужителей, прошедший тюрьмы, лагеря и ссылки, сумевший покинуть пределы СССР и рассказать миру о гонениях, которым подвергался в советской России. Автор вышедшего в 1949–1957 гг. сборника материалов «Новые мученики Российские», который являлся авторитетным источником сведений о мучениках и исповедниках Русской Церкви ХХ века. Был редактором-издателем журнала Православных миссионерских Свято-Владимирских курсов «На Страже Православия» (Лондон), редактором периодического сборника «Воскресение Христово» (Лондон), листка "Святой Призыв" (Лондон), газеты «Церковность» (Сан-Франциско), журнала "Церковная летопись" (Лондон), автором многих миссионерских и духовно-назидательных произведений, а также полемических трудов по различным юрисдикционным вопросам. Он вел самую активную издательскую, миссионерскую и культурно-просветительскую работу среди обителей русского зарубежья.

Архимандрит Константин (Зайцев) писал: "Разнообразно одарен был о. Михаил, - писал архимандрит, — он весь был талантлив. Что бы он ни делал - на всем лежала печать вдохновенности, и это без всякой нарочитости: в этом и выражалась полнота талантливости его натуры. Острый и тонкий ум, не без юридической утонченности, и тут же эмоциональная глубина, не чуждая патетичности. Эксперт канонического права - и одновременно догматик, готовый погрузиться в самые недра богооткровенной Истины. Блестящий оратор-проповедник — и одновременно проницательный духовник и Божией милостью священник, проникнутый благодатной мистикой богослужения. И всегда - человек, открытый для всего и для всех, но охраняемый и ограждаемый своей принадлежностью, проникновенно сознаваемой, к "клиру", то есть к достоянию Божию".

Закономерно, в этом случае и название журнала-газеты. Существует несколько толкований понятия церковности, но содержание журналов позволяет сделать вывод, что отцу Михаилу близко по духу такое суждение: «Церковность состоит не во внешней церковности, а в воспитании верных душевных чувств, правого настроя духа. Через правильно-проходимую борьбу со своими страстями и внутреннюю духовную жизнь, через посредство удовлетворения своей совести и исполнения заповедей Божьих, воспитываются верные душевные чувства, которые переходя в навык, привычку, становятся добродетелями, истинными плодами духа. В этом и состоит церковность, в истинном смысле и значении. Только человека имеющего такую церковность можно назвать церковным, так как он принадлежит к Церкви своею душою, настроем своего духа. Насколько кто приобретает чистоту своих чувств, через правильно-проходимую борьбу со своими страстями, настолько тот и живет в Церкви».

«Церковность» - издание православной богословской и миссионерской литературы, адресовано проповедникам-миссионерам, русским эмигрантам православного вероисповедания, российским читателям и инославным верующим, желающим ознакомиться с основами православного вероучения [6, с. 9-10].  

На страницах журнала публиковались материалы духовного поучения и проповеди [6, с. 1-6; 9, с 1-4; 1, с. 1-4; 3, с.1-3; 5, с.1-4], фрагменты из святоотеческих и богословских произведений [6, с. 6-8; 1, с. 6-7], материалы об истории и традициях православия [12, с. 2-3; 3, с. 3-4; 2, с. 6-8].

Несмотря на то, что журнал-газета был малоформатным и малотиражным изданием, значение его трудно переоценить. Он нес знание Слова Божия и способствовал сохранению русского языка в эмигрантской среде и в последующих поколениях, которые знакомились с духовно-нравственными основами православия на своем родном языке и приобщались к богословской литературе.

 

Каргинова И.Е.

Библиография

  1. Неизбежный путь // Церковность. Сан-Франциско, 1953. № 6. С. 9-10.

2. Утешитель, Дух истины // Церковность. Сан-Франциско, 1953. № 6. С. 1-6.

3. Прославление Девы Марии // Церковность. Сан-Франциско, 1953. № 9. С. 1-4.

4. Земля и Небо // Церковность. Сан-Франциско, 1954. № 1. С. 1-4.

5. Кто ходит в истине Православия // Церковность. Сан-Франциско, 1954. № 3. С. 1-3.

6. Троица Святая, слава Тебе! // Церковность. Сан-Франциско, 1954. № 5. С. 1-4.

7. Царство Христово и царство мира сего (Из сочинений преосвященнейшего Епископа Феофана) // Церковность. Сан-Франциско, 1953. № 6. С. 6-8.

8. Слово О. Иоанна Кронштадтского к отпадающим от веры православной // Церковность. Сан-Франциско, 1954. № 1. С. 6-7.

9. Объяснение Богослужения. Вечерня // Церковность. Сан-Франциско, 1953. № 12. С. 2-3.

10. Объяснение Богослужения. Утреня // Церковность. Сан-Франциско, 1954. № 3. С. 3-4.

11. Материалы по истории Русской Зарубежной Церкви // Церковность. Сан-Франциско, 1955. № 2. С.6-8.

12. Сводный каталог периодики русского зарубежья

http://www.emigrantica.ru/item/tserkovnost-san-frantsisko-1953-19551 (дата обращения 22.08.2019)

13. Суд, РПЦЗ

https://www.pravda.ru/world/33847-monastyr/  (дата обращения 22.08.2019)

14. Русские коллекции Гуверовского института: биография Игуменьи Ариадны, настоятельницы Богородице-Владимирской женской обители.

http://www.orthodox.cn/localchurch/ariadna_ru.htm  (дата обращения 22.08.2019

15. А. Хисамутдинов. Подвели под монастырь https://vladnews.ru/ev/vl/1328/51390/podveli_monastyr (дата обращения 23.08.2019)

16. Польский Михаил Афанасьевич, протопресвитер

https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/108/ (дата обращения 23.08.2019)

17. Мать Мария (Скобцова). Что такое церковность?

http://www.odinblago.ru/chto_takoe_cerkovnost/2 (дата обращения 22.08.2019)

18. Церковность

https://www.paraklit.org/blogs/cerkovnost (дата обращения 22.08.2019)