Музей истории
Дальнего Востока
имени В.К.Арсеньева
Каталог Прессы Русского Зарубежья

«Православный Благовестник», журнал, газета (Сан-Франциско, США. 1940–1952, 1962–1969, 1992)

ЗаглавиеПравославный Благовестник
Параллельное заглавиеPravoslavnyi Blagovestnik
Подзаголовки

Информация представлена на основании журналов, хранящихся в музее

с № 1, янв. 1941 - Издание Свято-Богородицкого Скорбященского Собора;

с № 3, 1946 по № 2, 1949 – Издание Скорбященского Собора;

с № 5-6, 1950 по № 11-12, 1952 - Издание Свято-Богородицкого Скорбященского Собора;

с №1, 1962 - Издание по благословению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Архиепископа Тихона Западно-Американского и Сан-Францисского;

с № 3, 1965 – Издание Западно-Американской Епархии. Основан по благословению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Архиепископа Тихона Западно-Американского и Сан-Францисского;

с № 4, апр. 1967 – Основан по благословению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Архиепископа Тихона и возобновлен Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим Архиепископом Иоанном. Ежемесячное издание Западно-Американской Епархии Русской Православной Зарубежной Церкви. Под редакцией Братства Блаженного Германа Аляскинского;

с № 1, 1992 – Орган Западно-Американской епархии Русской Православной Церкви Заграницей. Епархиальная газета. С благословения Преосвященного Антония, Архиепископа Западно-Американского и Сан-Францисского.

Издатели

1941-1952- Свято-Богородицкий Скорбященский Собор;

1962-№ 3, 1967 - Западно-Американская Епархия;

№ 4, 1967-№ 3, 1968 - Западно-Американская Епархия Русской Православной Зарубежной Церкви;

1992 -Западно-Американская епархия Русской Православной Церкви Заграницей

 

Авторы

Архиепископ Тихон, архиепископ Иоанн, архиепископ Антоний, митрополит Анастасий, священник А. Присадский, протоиерей С. Булгаков, протоиерей С. Четвериков, архимандрит Иоанн (Шаховской), В.С. Лукша, Вл. Маевский, протопресвитер П. Рождественский, протоиерей В. Демидов, А. Ельшин, епископ Нафанаил, протоиерей П. Нервана, Г. Баранова-Попова, Е.Н. Сумароков, Н.Д. Тальберг (Таллберг), протопресвитер В. Шапошников, протоиерей Дим. Лебедев, священник В. Прилуцкий, Ю. Лодыженский, П.С. Лопухин, протоиерей Н. Смирнов, М.Н. Савелов-Савелков, протопресвитер П. Калинович, протоиерей П. Попов, архимандрит Спиридон, Л. Перфильева, О. Скопиченко, Е.Ю. Концевич, епископ Лавр.

Периодичность издания

Ежемесячно;

Раз в два месяца: 1947, № 10-11; 1948, № 3-4, № 7-8, № 10-11; 1950, № 5-6, № 11-12; 1951, № 11-12; 1952, № 9-10, № 11-12; 1967, № 7-8.

 

 

Страны изданияСША
Города изданияСан-Франциско
Начало издания1940
Окончание издания1992
Типографии

Ротатор

«Луч» при Богородице-Владимирской женской обителии

В каких странах издание распространялосьСША
Сведения о наличии экземпляров издания в коллекции ПГОМ им. В.К. Арсеньева

1941

№ 4 (1 апреля), МПК 16151/8315

1946

№ 3, МПК 16151/8316

1947

№ 1, МПК 16151/8317

№ 3, МПК 16151/8318

№ 9, МПК 16151/8319

№ 10-11, МПК 16151/8320

1948

№ 1, МПК 16151/8321

№ 2, МПК 16151/8322

№ 3-4, МПК 16151/8323

№ 5, МПК 16151/8324

№ 6, МПК 16151/8325

№ 7-8, МПК 16151/8326

№ 9, МПК 16151/8327

№ 10-11, МПК 16151/8328

1949

№ 2, МПК 16151/8329

1950

№ 5-6, МПК 16151/8330

№ 11-12, МПК 16151/8331

1951

№ 1, МПК 16151/8332

№ 2, МПК 16151/8333

№ 11-12, МПК 16151/8334

1952

№ 1, МПК 16151/8335

№ 4, МПК 16151/9317

№ 9-10, МПК 16151/8336

№ 11-12, МПК 16151/8337

1962

№ 1, МПК 16151/8338

1965

№ 3 (март), МПК 16151/8339

№ 4 (апрель), МПК 16151/8340

№ 5 (Пасхальный), МПК 16151/8341

№ 6 (июнь), МПК 16151/8342

№ 7 (июль), МПК 16151/8343

1966

№ 3 (март), МПК 16151/8344

№ 6 (июнь), МПК 16151/8345

1967

№ 4 (апрель), МПК 16151/8346

№ 7-8 (июль-август), МПК 16151/8347

№ 9 (сентябрь), МПК 16151/8348

№ 13 (июнь), МПК 16151/8349

1968

№ 1 (январь), МПК 16151/8350

№ 4 (апрель), МПК 16151/8351

№ 5 (май), МПК 16151/8352

1969

№ 3 (июнь), МПК 16151/8353

1992

№ 1, МПК 16151/9318

 

История издания

Журнал «Православный Благовестник» - издание Собора иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» - крупнейшего храма русского зарубежья и духовного центра русского православия на западном побережье Америки, позднее кафедрального собора Сан-Францисской и Западно-Американской епархии Русской Православной Церкви Заграницей. В своей истории журнал имел три периода издания: 40-е - нач. 50-е гг., 60-е годы и начало 90-х годов прошлого века, и различался как по концептуальности и формату, так и по адресности читательской аудитории. 

Во многих источниках указано, что журнал «Православный Благовестник» учрежден в 1941 году. Между тем, журналы, хранящиеся в музее, дали возможность скорректировать дату создания журнала. Коллекция журналов «Православный Благовестник» в фондах Музея истории Дальнего Востока состоит из 41 журнала и начинается с четвертого номера за 1941 г. На первой странице этого номера указано: «Год издания 2-й» [1941, 4], что позволило с большой уверенностью определить начало издания «Православного Благовестника» с 1940 г. Этот музейный экземпляр журнала также интересен тем, что на обложке и первой странице имеется штамп библиотеки Общества Русских Ветеранов Мировой Войны, основанного в 1924 г. в Сан-Франциско. Дату основания журнала подтверждают сведения, взятые из каталога библиотеки Калифорнийского университета в Беркли, где имеются микрофильмы журнала, сделанные с оригиналов, хранящихся в Музее Русской культуры (Сан-Франциско). Там же указано, что первый номер вышел в январе 1941 года, которому предшествовал ненумерованный вступительный номер от 6 ноября 1940 года.

Журнал «Православный Благовестник» являлся печатным органом Свято-Богородицкого Скорбященского Собора. Соборный приход был основан 2 июня 1927 года, в его состав вошла часть прихожан Свято-Троицкого собора, отказавшихся выйти из подчинения Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Свято-Троицкий собор - самый первый православный приход в Северной Америке, который существовал с 1858 года. Первоначально прихожан было около тридцати, со временем приход постепенно расширялся за счет прибывавших в Сан-Франциско эмигрантов первой волны, хранивших традиции православного благочестия дореволюционной Руси. Новая община совершала богослужения на частной квартире, имея из богослужебных предметов одну икону, крест и  Евангелие, затем снимала разные помещения под храм. Позднее, за умеренную плату в 12 тыс. долларов удалось купить англиканский собор в честь архидиакона Стефана на Фултон-стрит. Для проведения богослужений храм был переоборудован в православном стиле. Освященный 5 октября 1930 г., собор стал кафедрой архиепископа Западно-Американского [1952, 4, с. 20-22]. Пережив в 1934 г. большой пожар, он был перестроен, что позволило увеличить площадь храма почти вдвое. Заметную роль в деятельности собора играл протопресвитер Василий Шапошников (1877-1952). Большому оживлению церковно-приходской жизни способствовали духовные концерты архиерейского хора под руководством Валериана Степановича Лукши, приехавшего в Сан-Франциско в 1939 г.  В.С. Лукша – автор многих публикаций в журнале «Православный Благовестник».

В 1950-е годы, после прихода к власти коммунистов в Китае, в США увеличился приток русских эмигрантов с Дальнего Востока - из Харбина и Шанхая. Прежде чем попасть в Америку, русским эмигрантам пришлось провести два года в беженском лагере на Тубабао. Благодаря усилиям и молитвам, Владыке Иоанну Шанхайскому (Михаил Борисович Максимович) удалось добиться у американского Конгресса предоставления русским эмигрантам права на постоянное жительство в США. Большая группа шанхайцев поселилась в Сан-Франциско и вошла в приход Свято-Богородицкого Скорбященского Собора. К 60-м годам прошлого века собор на Фултон-стрит перестал вмещать всех прихожан. Возведение нового собора началось в 1961 году и было приостановлено из-за финансовых разногласий в приходе. Для разрешения конфликта на Западно-Американскую кафедру был назначен владыка Иоанн. Несмотря на судебные тяжбы, строительство собора было завершено в 1964 г. В росписи собора принимал участие известный иконописец, насельник Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле архимандрит Киприан (Пыжов). 14 марта 1966 года архиепископ Сан-Францисский Иоанн в новом соборе иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» совершил первую Литургию.

Владыка Иоанн (1896-1966) – выдающийся иерарх Русской Православной Церкви Заграницей, архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский. Настоящий аскет, полностью отдавший себя служению Церкви и людям. В 1994 г. РПЦЗ причислила святителя Иоанна к лику святых, в 2008 г. на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви совершилось общецерковное прославление святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского в лике святых. В кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» находятся его нетленные мощи, от которых постоянно совершаются чудеса и исцеления. И сегодня, несмотря сокращение количества прихожан собора, это самое посещаемое православными паломниками место в Америке.

Журнал «Православный Благовестник», издававшийся в 1940-1950-х годах, считал главной своей задачей сохранение чистоты православной веры, церковных богослужебных традиций и русской культуры в эмиграции [1948, 1, с. 20-21]. Это духовно-просветительское издание, которое помогало понимать православное вероучение о Боге и Церкви с помощью творений святых отцов и отвечало на важные вопросы духовной жизни. По тематике публикаций издание было рассчитано, в первую очередь, на молодежную аудиторию. К сожалению, в журналах отсутствовала информация о редакторах и редакционной коллегии, которые формировали и осуществляли концепцию издания, определяли авторский коллектив и содержание журнала.

В каждом номере журнала в общедоступном изложении раскрывалось учение Церкви, положение догматов веры, правила христианской нравственности, изъяснение церковных канонов и богослужения.

Значительное место на страницах «Православного Благовестника» занимали статьи по церковной истории и истории Руси [1947, 9, с. 8-13, 13-17; 10-11, с. 10-14; 1950, 11-12, с.5-8], материалы о святых и старцах [1941, 4, с. 7-10; 1947,1, с.12-14; 3 с.21-23; 1948, 7-8, с. 7-9], публикации о России [1948, 2, с. 17-21; 7-8, с. 2-6], воспоминанияо ней [1952, 4, с. 15-18], статьи о русской культуре [1946, 3, с. 8-13; 1952, 11-12, с. 13-17], соборной жизни [1948, 10-11, с. 1-3; 1951, 1, с.1-3], оказании помощи русским эмигрантам в разных странах [1947, 1, с.14; 10-11, с.21-24], духовные рассказы [1947, 3, с. 13-16], описания паломнических поездок, расписание богослужений.

В сдвоенном номере 11-12 за 1952 г. редакция журнала сообщила, что прекращает издание «Православного Благовестника». Появление новых церковных типографий в Троицком монастыре, епархиальной, в женском монастыре Сан-Франциско и явилось причиной закрытия журнала: «Верим, что названные три типографии будут в изобилии доставлять духовную пищу для Православных Русских людей в Америке и потому нужды в нашем Журнале, изготавливаемом к тому же на ротаторе, теперь уже нет. <...> В виду всего вышесказанного издатели журнала «Православный Благовестник» со спокойной совестью заканчивают свои продолжительные и нелегкие труды по изданию названного журнала и советуют своим читателям и всем интересующимся вопросами религии и морали обращаться за удовлетворением своих духовных нужд к религиозно-нравственным изданиям вышеназванных трех церковных типографий» [1952, 11-12, с. 24].

В 1962 г. по благословению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Архиепископа Тихона Западно-Американского и Сан-Францисского было возобновлено издание «Православного Благовестника». По-прежнему в журнале публиковались материалы богословского характера, жизнеописания святых, церковная история, расписание богослужений. Журнал печатался в типографии «Луч» при Богородице-Владимирской женской обители и претерпел некоторые изменения [1962, 1]. По объему и формату новое издание было в два раза меньше предыдущего. Некоторые статьи журнала выходили на английском языке [1965, 3, 4, 7; 1966, 3, 4]. Начиная с первого номера, в журналах печатались указы по Западно-Американской и Сан-Францисской епархии, регламентирующие внутрицерковную и епархиальную жизнь [1962, 1; 1965, 3, 4; 1966, 3, 6; 1968, 4].

Заключительный номер «Православного Благовестника» вышел в формате епархиальной газеты. В обращении редакции отмечалось, что: «На пастырском совещании духовенства Западно-Американской епархии Русской Православной Церкви Заграницей в январе с.г. было выражено желание, чтобы у епархии был свой печатный орган, который бы освещал события церковной жизни епархии, служил бы местом обсуждения церковных вопросов и, который бы способствовал сплочению паствы Западно-Американской епархии» [1992, 1, с.1]. Это был первый пробный номер епархиальной газеты, издание которой на этом и завершилось.

Журнал «Православный Благовестник», в общей сложности, издавался на протяжении более 20 лет. В настоящее время трудно переоценить значение этого малоизвестного издания, как источника по истории русской церковной эмиграции и сохранению русских религиозных, нравственных и культурных ценностей в инокультурной среде.

 

И.Е. Каргинова

 

 

 

 

Библиография

1. А. Грамотов. Краткая история  основания и развития Св. Скорбященского храма и прихода в г. Сан-Франциско. (К 25-ти летию, 1927-1952 г.г.) // Православный Благовестник. Сан-Франциско, 1952. № 4. С. 20-22.

2. Редакция. Один из многих отзывов о журнале «Православный Благовестник» // Православный Благовестник. Сан-Франциско, 1948. № 1. С. 20-22.

3. Е.Н. Сумароков. Великий светильник земли русской – Св. Александр Невский // Православный Благовестник. Сан-Франциско, 1947. № 9. С. 8-13.

4. Н.Д. Таллберг (так в журнале). Святая Русь // Православный Благовестник. Сан-Франциско, 1947. № 9. С. 13-17; № 10-11. С. 10-14. 

5. П. Калинович. Ко дню нашего Великого Заступника и Покровителя Святителя и Чудотворца Николая // Православный Благовестник. Сан-Франциско, 1950. № 11-12. С. 5-8.

6. А. Присадский. Преподобный старец Герман, миссионер Аляскинский // Православный Благовестник. Сан-Франциско, 1941. № 4. С. 7-10. 

7.  А. Ельшин. Эпоха Иоанна Кронштадтского // Православный Благовестник. Сан-Франциско, 1947. № 1. С. 12-14; № 3. С. 21-23.

8. В. Демидов. Великий светильник и собиратель земли русской // Православный Благовестник. Сан-Франциско, 1948. № 7-8. С. 7-9. 

9. Ю. Лодыженский. Отношение коммунизма к религии // Православный Благовестник. Сан-Франциско, 1948. № 2. С. 17-21. 

10. Н. Тальберг. Царь праведный. (К 30-летней муч. кончине) // Православный Благовестник. Сан-Франциско, 1948. № 7-8. С. 2-6.

11. М. Великолуцкая. Пасхальная заутреня в Москве // Православный Благовестник. Сан-Франциско, 1952. № 4. С. 15-18.

12. В.С. Лукша. Златоструйный учитель // Православный Благовестник. Сан-Франциско, 1946. № 3. С. 8-13.

13. П. Попов. Религия и русская культура // Православный Благовестник. Сан-Франциско, 1952. № 11-12. С. 13-17.

15. Пастырь. Всех Скорбящих Радость. (К престольному Празднику Скорбященского Собора) // Православный Благовестник. Сан-Франциско, 1948. № 10-11. С. 1-3.

16. Послание Архиерейского Собора Русской Православной Зарубежной Церкви возлюбленным во Христе чадам в рассеянии сущим // Православный Благовестник. Сан-Франциско, 1951. № 1. С. 1-3.

17. А.Т. Общество помощи для русских в зарубежье // Православный Благовестник. Сан-Франциско, 1947. № 1. С. 14.

18. Архиепископ Австрийский Стефан. Страшная и лютая для наших зарубежных страдальцев зима // Православный Благовестник. Сан-Франциско, 1947. № 10-11. С. 21-24.

19. Г. Баранова-Попова. Несокрушимая вера в воскресшего Христа // Православный Благовестник. Сан-Франциско, 1947. № 3. С. 13-16.

20. От редакции журнала «Православный Благовестник» // Православный Благовестник. Сан-Франциско, 1952. № 11-12. С. 24.

21. От редакции // Православный Благовестник. Сан-Франциско, 1992. № 1. С. 1.

22. Сводный каталог периодики русского зарубежья. http://www.emigrantica.ru/item/pravoslavnyi-blagovestnik-san-frantsisko-19411951-19621969-1992 (дата обращения 24.04.2020).

23. http://oskicat.berkeley.edu/record=b13989095~S58 (дата обращения 12.05.2020).

24. Радосте-Скорбященский собор в Сан-Франциско нуждается в финансовой помощи. http://rublev.com/novosti/radoste-skorbiashchenskii-sobor-v-san-frantsisko-nuzhdaetsia-v-finansovoi-pomoshchi (дата обращения 24.04.2020).

25. Обращение духовенства и церковно-приходского совета Радосте-Скорбященского кафедрального собора. https://www.synod.com/synod/2015/20151105_sfsoborappeal.html (дата обращения 24.04.2020).

26. А.А. Хисамутдинов. Помня заветы: Русская Православная Церковь заграницей. https://culture.wikireading.ru/24794 (дата обращения 15.05.2020)

27. В.В. Красовский. Мы продолжаем борьбу за сохранение наших традиций. https://synod.com/synod/documents/art_vladimirkrassovskyinterview.html (дата обращения 18.05.2020)

28. Мощи владыки Иоанна — самое посещаемое паломниками место в США – ключарь собора в Сан-Франциско (интервью). https://religions.unian.net/orthodoxy/10297086-moshchi-vladyki-ioanna-samoe-poseshchaemoe-palomnikami-mesto-v-ssha-klyuchar-sobora-v-san-francisko-intervyu.html (дата обращения 12.05.2020).

29. Е. Степанова. Сан-Францисский чудотворец Иоанн (Максимович). azbyka.ru/days/p-san-francisskij-chudotvorec-ioann-maksimovich-specreportazh-iz-kalifornii (дата обращения 12.05.2020).

30. Протоиерей А. Троицкий, монахиня Елена (Хиловская). Духовные журналы.   https://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-zhurnaly/zhurnaly-duhovnye/ (дата обращения 24.04.2020).